Новости | ЦППС «Крылатые качели»
Крылатые качели
Центр психолого-педагогической
поддержки семьи «Крылатые качели»

Победитель конкурса «Фонд президентских грантов»

Фонд президентских грантов


Открытые сердца Волжского

Открытые сердца

Благотворительный концерт
МЧС ГО «Экран» ООО «Технологии Охраны Здоровья» ООО «Корпорация «Спецзащита» ООО «Химзащита» ЗАО «Балама»

25.10.2016 г.

Использование системы поощрения при обучении детей с РАС

Касьян Е.В., учитель,
ГКОУ «Волжская школа №1»

Общеизвестно, что залогом успешного обучения во все времена была мотивация к получению знаний. Но дети с РАС крайне редко демонстрируют безусловное желание учиться, если предмет изучения не входит в сферу их сверхинтересов. Поэтому мотивацию к взаимодействию с педагогами и к выполнению заданий нужно создавать своими силами, искусственно. Для этого можно использовать поощрения.

Что же такое поощрение?

Поощрение — это значимый мотивационный предмет или действие, которое приятно ребенку. Совмещая выполнение заданий с получением поощрения, мы можем повысить мотивацию ребенка к выполнению данного задания. Оно обретает для ребенка значимость как событие, которое приводит к чему-то приятному.

Таким образом, поощрение — это не подкуп ребенка, это приятное событие, которое следует после определенного поведения (действия) ребенка .

Поощрениями для детей могут стать самые разные события, предметы и занятия, как то:

  • предоставление внимания со стороны окружающих;
  • любимое угощение;
  • различные сенсорные и функциональные игрушки;
  • возможность поиграть в компьютерные игры или посмотреть видеоролики и мультфильмы;
  • выполнить физические упражнения;
  • получить словесную похвалу.

Но как определить – что является значимым для ребёнка в данное время? За что он будет сотрудничать с педагогом?

Обозначить круг интересов учеников можно разными способами.

В первую очередь — анкетирование родителей, в процессе которого можно использовать как готовые бланки и формы, так и метод свободных вопросов.

Далее – это наблюдение за поведением обучающегося в классе, выявление его предпочтений.

Если есть такая возможность, то можно спросить и у самого ребенка, что бы он хотел получить, например, после решения двух задач или написания упражнения по русскому языку.

Необходимо помнить о важном моменте: даже самое интересное для ребенка занятие может в какой-то момент надоесть ему. Пресыщение поощрением делает обучение менее эффективным, так как мотивация ребенка снижается вместе с ценностью мотиватора. Поэтому тестирование мотивационных стимулов должно проводиться на регулярной основе, чтобы педагоги могли быть уверены, что поощрение либо по-прежнему работает, либо предпочтения ребенка изменились. Кроме того, всегда существует вероятность того, что репертуар мотивационных стимулов ребенка может расшириться.

Следующим шагом после выбора круга мотиваторов является процедура предоставления поощрений, в которой очень много различных тонкостей.

Грамотные действия педагога позволят значительно повысить мотивацию обучающихся к социальному взаимодействию. Однако ошибки в предоставлении поощрений могут усилить нежелательное поведение детей.

Как выглядит процедура предоставления поощрений?

В прикладном анализе поведения есть несколько вариантов осуществления предоставления поощрения обучающемуся.

Обусловленные поощрения — это такие поощрения, которые даются ребенку за что-то.

Например:

• ребенок выполнил инструкцию педагога;

• ребенок старался при выполнении задания;

• ребенок сам пришел за парту на уроке;

• ребенок правильно попросил желаемый предмет.

Необусловленные поощрения предоставляются детям просто так. Наши ученики прежде всего дети. А дети должны иногда получать приятные вещи (игрушки, внимание, вкусности) просто так. Необусловленное поощрение — это в первую очередь проявление внимания к ребенку.

Есть одно непреложное правило, которое надо соблюдать при использовании обоих вариантов поощрений: поощрение никогда не дается ребенку после нежелательного поведения.

Промежуточные поощрения – жетоны

Чаще всего предоставить ребенку поощрение каждый раз, когда он делает что-то хорошее, невозможно. Мы не можем давать конфету после каждого решенного примера или время для игры на планшете после каждого написанного слова. Существует способ сделать предоставление поощрений детям более естественным: использовать жетоны. Жетон — промежуточный этап для получения поощрения. «Ты собрал все жетоны! Что ты хочешь? (Ты получаешь…)»

Жетоны могут иметь самый разный вид (рис. 1). Будет здорово, если жетоны будут подготовлены специально для каждого ребенка и сами по себе будут интересны каждому ученику. Количество жетонов, которое будет у каждого ребенка, определяется индивидуально, в зависимости от возможностей ребенка.

Рисунок 1

Отстроченное поощрение

Этот метод поощрения можно использовать для детей с высоким уровнем понимания и ожидания. Например, «Максим в течение недели собирает 10 наклеек за красивый почерк, и тогда в пятницу он вместе с родителями идет в Макдоналдс»

Помимо всего вышесказанного, при предоставлении жетонов и поощрений важно помнить о социальном поощрении— похвале.

Приучение ребенка к социальному поощрению — это отдельный очень важный процесс. Для того чтобы ребенок понимал, что слова «Здорово!», «Молодец!», «Умница!» обозначают что-то хорошее, важно с самого начала работы предоставлять все поощрения и жетоны с яркой эмоциональной реакцией.

Таким образом, поощрение в разных его видах всегда находится в арсенале наших приемов в работе с детьми с РАС.