Новости | ЦППС «Крылатые качели»
Крылатые качели
Центр психолого-педагогической
поддержки семьи «Крылатые качели»

Победитель конкурса «Фонд президентских грантов»

Фонд президентских грантов


Проект Интересно жить - мастерские

Наши мастерские

Открытые сердца Волжского

Открытые сердца

Благотворительный концерт
МЧС ГО «Экран» ООО «Технологии Охраны Здоровья» ООО «Корпорация «Спецзащита» ООО «Химзащита» ЗАО «Балама»

14.02.2018 г.

Тьюторское сопровождение детей с РАС

Мезенова Н.В. учитель,
ГКОУ «Волжская школа №1»

Тьютор – это специалист, обеспечивающий сопровождение обучающихся в образовательном процессе и регулирующий процесс поведения ребенка.

В классе тьютор — это человек, в руках которого должен находиться контроль над поведением ребенка. Дети с РАС — это особая категория. Практически каждый ребенок с аутизмом, особенно на начальном этапе обучения нуждается в тьюторском сопровождении. Это его инструмент вхождения в социум. Правильная продуманная и слаженная работа тьютора и педагогов способствует успешной адаптации ребенка в школе и дальнейшему обучению.

Каковы же функции тьютора? Это…

— Выполнение индивидуальной части образовательной программы ребенка.

— Выполнение поведенческой программы ребенка.

Сюда входит:

· Учёт и запись результатов наблюдения за поведением ученика.

· Сбор данных о выполнении учебных и поведенческих программ ребенка.

· Сопровождение ребенка на уроках в общеобразовательном (регулярном) классе.

· Сопровождение ребенка в режимных моментах школьной жизни.

· Организация совместной деятельности ученика с одноклассниками регулярного класса.

А также:

1. Взаимодействие с педагогами:

— участие в создании адаптированной общеобразовательной программы;

— помощь в адаптации дидактического материала;

— обогащение среды с учетом индивидуальных интересов ребенка;

— организация рабочего места ребенка;

— реализация и подержание рекомендаций специалистов, курирующих ребенка в образовательном процессе;

— реализация планов по коррекции поведения.

2. Подготовка материала:

· Визуальные опоры (расписание, подсказки, схемы по темам).

· Тьютор подготавливает материалы для коммуникации (коммуникативные и тематические игры, карточки PECS). Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) помогает «запустить» речь, а также часто становится единственной возможностью общения и коммуникации для аутичных и неговорящих детей).

— Тьютор подготавливает материалы для работы с поведением (социальные истории, напоминания о правильном поведении, фильмы)

— Тьютор находится в постоянном поиске подкреплений и мотивационных материалов для ребенка.

3. Взаимодействие с родителями

— Обсуждение с родителями информации о домашней терапии, о самочувствии и поведении обучающегося дома.

— Информирование о заданиях, поведении, успехах и сложностях в школе.

Каковы же основные направления работы тьютора?

1. Работа над формированием навыка поведения в школе

Подразумевает умения следовать ритуалам школьной жизни:

— начало урока (ориентация на часы или на звонок);

— течение урока (что мы можем делать во время урока, что нет);

— перемена (что нужно и можно делать во время перемены);

— соблюдение питьевого режима;

— соблюдение правил поведения в столовой (Что мы делаем, когда заходим в столовую? Что мы делаем, когда доели? Что нужно говорить, получив еду?);

— подготовка к уроку (сесть за парту, достать необходимые учебники, руки на столе).

2. Работа над социально – приемлемым поведением

1) Формирование навыка поведения «ученика»:

— умение сидеть за партой академический час;

— переключение между разными видами деятельности;

— умение следовать фронтальным инструкциям;

— умение самостоятельно работать;

— умение работать в группе.

2) Работа над социально приемлемым поведением:

— учить следить за своим внешним видом;

— контролировать громкость голоса;

— контролировать поведение в общественных местах;

— обучать навыкам просьб и отказу социально приемлемым способом без крика и вокализации.

3) Работа с нежелательным поведением:

— прочитывание социальных историй;

— просмотры видеороликов с обсуждением;

— формирование навыка следования правилам;

— тренинг функциональной коммуникации;

— сбор данных о поведении;

— применение поведенческих методик работы с различного плана с нежелательными поведениями.

3. Работа над развитием коммуникативных навыков

Подготовка к коммуникации – это формировать:

— навык речи;

— навык ответов на вопросы;

— навык ведения диалога;

— совместная деятельность (настольные игры, изготовление подделок и подарков, подвижные игры);

— проведение коммуникативных игр.

4. Работа над бытовыми навыками:

— формирование гигиенических навыков (мыть руки, умение пользоваться уборной - смыть за собой, пользоваться бумагой и др.);

— убирать за собой посуду и вытирать стол;

— поддержание чистоты в рабочей зоне и т. д.

В статье представлены ключевые направления работы, но основная задача тьютора — стать ненужным ученику.