Новости | ЦППС «Крылатые качели»
Крылатые качели
Центр психолого-педагогической
поддержки семьи «Крылатые качели»

Победитель конкурса «Фонд президентских грантов»

Фонд президентских грантов


Открытые сердца Волжского

Открытые сердца

Благотворительный концерт
МЧС ГО «Экран» ООО «Технологии Охраны Здоровья» ООО «Корпорация «Спецзащита» ООО «Химзащита» ЗАО «Балама»

14.02.2018 г.

Тьюторское сопровождение детей с РАС

Мезенова Н.В. учитель,
ГКОУ «Волжская школа №1»

Тьютор – это специалист, обеспечивающий сопровождение обучающихся в образовательном процессе и регулирующий процесс поведения ребенка.

В классе тьютор — это человек, в руках которого должен находиться контроль над поведением ребенка. Дети с РАС — это особая категория. Практически каждый ребенок с аутизмом, особенно на начальном этапе обучения нуждается в тьюторском сопровождении. Это его инструмент вхождения в социум. Правильная продуманная и слаженная работа тьютора и педагогов способствует успешной адаптации ребенка в школе и дальнейшему обучению.

Каковы же функции тьютора? Это…

— Выполнение индивидуальной части образовательной программы ребенка.

— Выполнение поведенческой программы ребенка.

Сюда входит:

· Учёт и запись результатов наблюдения за поведением ученика.

· Сбор данных о выполнении учебных и поведенческих программ ребенка.

· Сопровождение ребенка на уроках в общеобразовательном (регулярном) классе.

· Сопровождение ребенка в режимных моментах школьной жизни.

· Организация совместной деятельности ученика с одноклассниками регулярного класса.

А также:

1. Взаимодействие с педагогами:

— участие в создании адаптированной общеобразовательной программы;

— помощь в адаптации дидактического материала;

— обогащение среды с учетом индивидуальных интересов ребенка;

— организация рабочего места ребенка;

— реализация и подержание рекомендаций специалистов, курирующих ребенка в образовательном процессе;

— реализация планов по коррекции поведения.

2. Подготовка материала:

· Визуальные опоры (расписание, подсказки, схемы по темам).

· Тьютор подготавливает материалы для коммуникации (коммуникативные и тематические игры, карточки PECS). Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) помогает «запустить» речь, а также часто становится единственной возможностью общения и коммуникации для аутичных и неговорящих детей).

— Тьютор подготавливает материалы для работы с поведением (социальные истории, напоминания о правильном поведении, фильмы)

— Тьютор находится в постоянном поиске подкреплений и мотивационных материалов для ребенка.

3. Взаимодействие с родителями

— Обсуждение с родителями информации о домашней терапии, о самочувствии и поведении обучающегося дома.

— Информирование о заданиях, поведении, успехах и сложностях в школе.

Каковы же основные направления работы тьютора?

1. Работа над формированием навыка поведения в школе

Подразумевает умения следовать ритуалам школьной жизни:

— начало урока (ориентация на часы или на звонок);

— течение урока (что мы можем делать во время урока, что нет);

— перемена (что нужно и можно делать во время перемены);

— соблюдение питьевого режима;

— соблюдение правил поведения в столовой (Что мы делаем, когда заходим в столовую? Что мы делаем, когда доели? Что нужно говорить, получив еду?);

— подготовка к уроку (сесть за парту, достать необходимые учебники, руки на столе).

2. Работа над социально – приемлемым поведением

1) Формирование навыка поведения «ученика»:

— умение сидеть за партой академический час;

— переключение между разными видами деятельности;

— умение следовать фронтальным инструкциям;

— умение самостоятельно работать;

— умение работать в группе.

2) Работа над социально приемлемым поведением:

— учить следить за своим внешним видом;

— контролировать громкость голоса;

— контролировать поведение в общественных местах;

— обучать навыкам просьб и отказу социально приемлемым способом без крика и вокализации.

3) Работа с нежелательным поведением:

— прочитывание социальных историй;

— просмотры видеороликов с обсуждением;

— формирование навыка следования правилам;

— тренинг функциональной коммуникации;

— сбор данных о поведении;

— применение поведенческих методик работы с различного плана с нежелательными поведениями.

3. Работа над развитием коммуникативных навыков

Подготовка к коммуникации – это формировать:

— навык речи;

— навык ответов на вопросы;

— навык ведения диалога;

— совместная деятельность (настольные игры, изготовление подделок и подарков, подвижные игры);

— проведение коммуникативных игр.

4. Работа над бытовыми навыками:

— формирование гигиенических навыков (мыть руки, умение пользоваться уборной - смыть за собой, пользоваться бумагой и др.);

— убирать за собой посуду и вытирать стол;

— поддержание чистоты в рабочей зоне и т. д.

В статье представлены ключевые направления работы, но основная задача тьютора — стать ненужным ученику.