Мезенова Н.В. учитель,
ГКОУ «Волжская школа №1»
Тьютор – это специалист, обеспечивающий сопровождение обучающихся в образовательном процессе и регулирующий процесс поведения ребенка.
В классе тьютор — это человек, в руках которого должен находиться контроль над поведением ребенка. Дети с РАС — это особая категория. Практически каждый ребенок с аутизмом, особенно на начальном этапе обучения нуждается в тьюторском сопровождении. Это его инструмент вхождения в социум. Правильная продуманная и слаженная работа тьютора и педагогов способствует успешной адаптации ребенка в школе и дальнейшему обучению.
Каковы же функции тьютора? Это…
Выполнение индивидуальной части образовательной программы ребенка.
Выполнение поведенческой программы ребенка.
Сюда входит:
· Учёт и запись результатов наблюдения за поведением ученика.
· Сбор данных о выполнении учебных и поведенческих программ ребенка.
· Сопровождение ребенка на уроках в общеобразовательном (регулярном) классе.
· Сопровождение ребенка в режимных моментах школьной жизни.
· Организация совместной деятельности ученика с одноклассниками регулярного класса.
А также:
1. Взаимодействие с педагогами:
участие в создании адаптированной общеобразовательной программы;
помощь в адаптации дидактического материала;
обогащение среды с учетом индивидуальных интересов ребенка;
организация рабочего места ребенка;
реализация и подержание рекомендаций специалистов, курирующих ребенка в образовательном процессе;
реализация планов по коррекции поведения.
2. Подготовка материала:
· Визуальные опоры (расписание, подсказки, схемы по темам).
· Тьютор подготавливает материалы для коммуникации (коммуникативные и тематические игры, карточки PECS). Система альтернативной коммуникации с помощью карточек (PECS) помогает «запустить» речь, а также часто становится единственной возможностью общения и коммуникации для аутичных и неговорящих детей).
Тьютор подготавливает материалы для работы с поведением (социальные истории, напоминания о правильном поведении, фильмы)
Тьютор находится в постоянном поиске подкреплений и мотивационных материалов для ребенка.
3. Взаимодействие с родителями
Обсуждение с родителями информации о домашней терапии, о самочувствии и поведении обучающегося дома.
Информирование о заданиях, поведении, успехах и сложностях в школе.
Каковы же основные направления работы тьютора?
1. Работа над формированием навыка поведения в школе
Подразумевает умения следовать ритуалам школьной жизни:
начало урока (ориентация на часы или на звонок);
течение урока (что мы можем делать во время урока, что нет);
перемена (что нужно и можно делать во время перемены);
соблюдение питьевого режима;
соблюдение правил поведения в столовой (Что мы делаем, когда заходим в столовую? Что мы делаем, когда доели? Что нужно говорить, получив еду?);
подготовка к уроку (сесть за парту, достать необходимые учебники, руки на столе).
2. Работа над социально – приемлемым поведением
1) Формирование навыка поведения «ученика»:
умение сидеть за партой академический час;
переключение между разными видами деятельности;
умение следовать фронтальным инструкциям;
умение самостоятельно работать;
умение работать в группе.
2) Работа над социально приемлемым поведением:
учить следить за своим внешним видом;
контролировать громкость голоса;
контролировать поведение в общественных местах;
обучать навыкам просьб и отказу социально приемлемым способом без крика и вокализации.
3) Работа с нежелательным поведением:
прочитывание социальных историй;
просмотры видеороликов с обсуждением;
формирование навыка следования правилам;
тренинг функциональной коммуникации;
сбор данных о поведении;
применение поведенческих методик работы с различного плана с нежелательными поведениями.
3. Работа над развитием коммуникативных навыков
Подготовка к коммуникации – это формировать:
навык речи;
навык ответов на вопросы;
навык ведения диалога;
совместная деятельность (настольные игры, изготовление подделок и подарков, подвижные игры);
проведение коммуникативных игр.
4. Работа над бытовыми навыками:
формирование гигиенических навыков (мыть руки, умение пользоваться уборной - смыть за собой, пользоваться бумагой и др.);
убирать за собой посуду и вытирать стол;
поддержание чистоты в рабочей зоне и т. д.
В статье представлены ключевые направления работы, но основная задача тьютора — стать ненужным ученику.