Новости | ЦППС «Крылатые качели»
Крылатые качели
Центр психолого-педагогической
поддержки семьи «Крылатые качели»

Победитель конкурса «Фонд президентских грантов»

Фонд президентских грантов


Открытые сердца Волжского

Открытые сердца

Благотворительный концерт
МЧС ГО «Экран» ООО «Технологии Охраны Здоровья» ООО «Корпорация «Спецзащита» ООО «Химзащита» ЗАО «Балама»

25.10.2016 г.

Таймер в учебном пространстве

Касьян Е.В., учитель,
ГКОУ «Волжская школа №1»

Время — это очень абстрактная идея. Аутизм связан с нарушениями в восприятии времени. Многие аутичные дети не умеют ждать, не понимают, что значит «не сейчас» или «потом». Из-за этого окружающий мир кажется им хаотичным, и это усиливает их поведенческие проблемы.

Некоторые дети очень тяжело воспринимают переходы — к другому занятию, в другое помещение, смену времен года или даже переход от бодрствования ко сну. Переходы являются более предсказуемыми или медленными, чем неожиданные перемены, например, когда приходится отказаться от прогулки из-за внезапного дождя, но для них характерны свои особые сложности.

Если сделать время видимым, то это поможет подготовиться к предстоящему переходу.

Лучше всего показать ребенку, как идет время, с помощью таких устройств как визуальный таймер, где время буквально «исчезает» по мере отсчета времени.

1. Простейший таймер – песочные часы (рис. 1). Сыплющийся песок наглядно показывает, что время заканчивается. Плюсы этого прибора в том, что время его всегда строго фиксировано (1,2,5 мин), но это также является и его недостатком – не хватает вариативности для широкого применения.

Рисунок 1

2. Электронный таймер (рис. 2):

Очевидные достоинства прибора в том, что есть возможность выставить временной промежуток любой величины: от нескольких секунд до часов. Однако существенный минус заключается в отсутствии выраженной наглядности таймера: уменьшающиеся цифры практически не информативны для ребёнка, не значимы и не понятны для него.

Рисунок 2

3. Визуальный таймер с уменьшающимся сектором (рис. 3):

· Интервал выставляется перетаскиванием сектора, что в принципе удобно, не нужно тратить время на ввод цифр.

· Таймер выполнен в классическом стиле, очень наглядный, без лишних деталей.

· В конце отсчета звучит звуковой сигнал.

К недостаткам можно отнести ограниченность временного промежутка (от 1 до 60 мин) без конкретизации секунд. Но в условиях учебного пространства этих возможностей таймера вполне достаточно для эффективной организации работы.

Рисунок 3

Но даже если под руками нет нужного прибора, самый примитивный, но достаточно эффективный таймер с нужной нам продолжительностью всегда придет нам на помощь. Что же это?

Банальный отсчет (рис. 4) – прямой или обратный. «Остается играть 5…4…3…2…1…Отдаем игрушку». Даже такой простой способ помогает ребёнку подготовится к предстоящим изменениям окружающей среды – придется отдать игрушку.

Рисунок 4

Как можно использовать таймер?

Таймер можно использовать для разных целей:

  • Ограничение мотивационной деятельности по времени – «Ты катаешься на качелях 5 минут»;
  • Ограничение не мотивационной деятельности по времени – «Ты решаешь примеры 3 минуты»;
  • Обозначение перехода от одной деятельности к другой - «Ты можешь посмотреть мультик 15 минут, затем будем заниматься»; при этом когда таймер сработает, мы должны выполнить переход к указанному заданию, несмотря на протесты и возможные истерики.
  • При проведении процедуры обучения ожиданию (так называемый протокол «Жди»), выставляем, например, 1 мин и предупреждаем ребёнка «Ты ждёшь 1 мин», и после звонка таймера поощряем его за «красивое ожидание»;
  • Время на выполнение задания или действия – «Читать букварь 2 мин, писать упражнение 5 мин»
  • Поощрение – «Ты быстро и правильно выполнил задание, поэтому получаешь еще 2 мин перемены дополнительно».
  • Коррекция проблемного поведения – «Ты 20 мин будешь сидеть тихо на уроке, не кричать и не выбегать из-за парты».

Если у обучающегося в программе коррекции поведения либо в СИПРе предписано использование таймера, прибор всегда находится у тьютора рядом с ребёнком, где бы он ни находился, – в классе на общем уроке или индивидуальном, на физкультуре или музыке, на перемене в школе или на прогулке во дворе. В классе таймер есть у каждого ученика: если прибор не используется для коррекционных поведенческих программ, то он визуально показывает – когда закончится урок.

Таким образом, визуализация времени помогает ребёнку с РАС как при организации учебного процесса в школе и дома, так и при выполнении рутинных действий, в моменты ожидания или при переходе от одной деятельности к другой, а также при коррекции проблемного поведения ученика.