Новости | ЦППС «Крылатые качели»
Крылатые качели
Центр психолого-педагогической
поддержки семьи «Крылатые качели»

Победитель конкурса «Фонд президентских грантов»

Фонд президентских грантов


Проект Интересно жить - мастерские

Наши мастерские

Открытые сердца Волжского

Открытые сердца

Благотворительный концерт
МЧС ГО «Экран» ООО «Технологии Охраны Здоровья» ООО «Корпорация «Спецзащита» ООО «Химзащита» ЗАО «Балама»

25.10.2016 г.

Таймер в учебном пространстве

Касьян Е.В., учитель,
ГКОУ «Волжская школа №1»

Время — это очень абстрактная идея. Аутизм связан с нарушениями в восприятии времени. Многие аутичные дети не умеют ждать, не понимают, что значит «не сейчас» или «потом». Из-за этого окружающий мир кажется им хаотичным, и это усиливает их поведенческие проблемы.

Некоторые дети очень тяжело воспринимают переходы — к другому занятию, в другое помещение, смену времен года или даже переход от бодрствования ко сну. Переходы являются более предсказуемыми или медленными, чем неожиданные перемены, например, когда приходится отказаться от прогулки из-за внезапного дождя, но для них характерны свои особые сложности.

Если сделать время видимым, то это поможет подготовиться к предстоящему переходу.

Лучше всего показать ребенку, как идет время, с помощью таких устройств как визуальный таймер, где время буквально «исчезает» по мере отсчета времени.

1. Простейший таймер – песочные часы (рис. 1). Сыплющийся песок наглядно показывает, что время заканчивается. Плюсы этого прибора в том, что время его всегда строго фиксировано (1,2,5 мин), но это также является и его недостатком – не хватает вариативности для широкого применения.

Рисунок 1

2. Электронный таймер (рис. 2):

Очевидные достоинства прибора в том, что есть возможность выставить временной промежуток любой величины: от нескольких секунд до часов. Однако существенный минус заключается в отсутствии выраженной наглядности таймера: уменьшающиеся цифры практически не информативны для ребёнка, не значимы и не понятны для него.

Рисунок 2

3. Визуальный таймер с уменьшающимся сектором (рис. 3):

· Интервал выставляется перетаскиванием сектора, что в принципе удобно, не нужно тратить время на ввод цифр.

· Таймер выполнен в классическом стиле, очень наглядный, без лишних деталей.

· В конце отсчета звучит звуковой сигнал.

К недостаткам можно отнести ограниченность временного промежутка (от 1 до 60 мин) без конкретизации секунд. Но в условиях учебного пространства этих возможностей таймера вполне достаточно для эффективной организации работы.

Рисунок 3

Но даже если под руками нет нужного прибора, самый примитивный, но достаточно эффективный таймер с нужной нам продолжительностью всегда придет нам на помощь. Что же это?

Банальный отсчет (рис. 4) – прямой или обратный. «Остается играть 5…4…3…2…1…Отдаем игрушку». Даже такой простой способ помогает ребёнку подготовится к предстоящим изменениям окружающей среды – придется отдать игрушку.

Рисунок 4

Как можно использовать таймер?

Таймер можно использовать для разных целей:

  • Ограничение мотивационной деятельности по времени – «Ты катаешься на качелях 5 минут»;
  • Ограничение не мотивационной деятельности по времени – «Ты решаешь примеры 3 минуты»;
  • Обозначение перехода от одной деятельности к другой - «Ты можешь посмотреть мультик 15 минут, затем будем заниматься»; при этом когда таймер сработает, мы должны выполнить переход к указанному заданию, несмотря на протесты и возможные истерики.
  • При проведении процедуры обучения ожиданию (так называемый протокол «Жди»), выставляем, например, 1 мин и предупреждаем ребёнка «Ты ждёшь 1 мин», и после звонка таймера поощряем его за «красивое ожидание»;
  • Время на выполнение задания или действия – «Читать букварь 2 мин, писать упражнение 5 мин»
  • Поощрение – «Ты быстро и правильно выполнил задание, поэтому получаешь еще 2 мин перемены дополнительно».
  • Коррекция проблемного поведения – «Ты 20 мин будешь сидеть тихо на уроке, не кричать и не выбегать из-за парты».

Если у обучающегося в программе коррекции поведения либо в СИПРе предписано использование таймера, прибор всегда находится у тьютора рядом с ребёнком, где бы он ни находился, – в классе на общем уроке или индивидуальном, на физкультуре или музыке, на перемене в школе или на прогулке во дворе. В классе таймер есть у каждого ученика: если прибор не используется для коррекционных поведенческих программ, то он визуально показывает – когда закончится урок.

Таким образом, визуализация времени помогает ребёнку с РАС как при организации учебного процесса в школе и дома, так и при выполнении рутинных действий, в моменты ожидания или при переходе от одной деятельности к другой, а также при коррекции проблемного поведения ученика.