Касьян Е.В., учитель,
ГКОУ «Волжская школа №1»
Время — это очень абстрактная идея. Аутизм связан с нарушениями в восприятии времени. Многие аутичные дети не умеют ждать, не понимают, что значит «не сейчас» или «потом». Из-за этого окружающий мир кажется им хаотичным, и это усиливает их поведенческие проблемы.
Некоторые дети очень тяжело воспринимают переходы — к другому занятию, в другое помещение, смену времен года или даже переход от бодрствования ко сну. Переходы являются более предсказуемыми или медленными, чем неожиданные перемены, например, когда приходится отказаться от прогулки из-за внезапного дождя, но для них характерны свои особые сложности.
Если сделать время видимым, то это поможет подготовиться к предстоящему переходу.
Лучше всего показать ребенку, как идет время, с помощью таких устройств как визуальный таймер, где время буквально «исчезает» по мере отсчета времени.
1. Простейший таймер – песочные часы (рис. 1). Сыплющийся песок наглядно показывает, что время заканчивается. Плюсы этого прибора в том, что время его всегда строго фиксировано (1,2,5 мин), но это также является и его недостатком – не хватает вариативности для широкого применения.
Рисунок 1
2. Электронный таймер (рис. 2):
Очевидные достоинства прибора в том, что есть возможность выставить временной промежуток любой величины: от нескольких секунд до часов. Однако существенный минус заключается в отсутствии выраженной наглядности таймера: уменьшающиеся цифры практически не информативны для ребёнка, не значимы и не понятны для него.
Рисунок 2
3. Визуальный таймер с уменьшающимся сектором (рис. 3):
· Интервал выставляется перетаскиванием сектора, что в принципе удобно, не нужно тратить время на ввод цифр.
· Таймер выполнен в классическом стиле, очень наглядный, без лишних деталей.
· В конце отсчета звучит звуковой сигнал.
К недостаткам можно отнести ограниченность временного промежутка (от 1 до 60 мин) без конкретизации секунд. Но в условиях учебного пространства этих возможностей таймера вполне достаточно для эффективной организации работы.
Рисунок 3
Но даже если под руками нет нужного прибора, самый примитивный, но достаточно эффективный таймер с нужной нам продолжительностью всегда придет нам на помощь. Что же это?
Банальный отсчет (рис. 4) – прямой или обратный. «Остается играть 5…4…3…2…1…Отдаем игрушку». Даже такой простой способ помогает ребёнку подготовится к предстоящим изменениям окружающей среды – придется отдать игрушку.
Рисунок 4
Как можно использовать таймер?
Таймер можно использовать для разных целей:
Если у обучающегося в программе коррекции поведения либо в СИПРе предписано использование таймера, прибор всегда находится у тьютора рядом с ребёнком, где бы он ни находился, – в классе на общем уроке или индивидуальном, на физкультуре или музыке, на перемене в школе или на прогулке во дворе. В классе таймер есть у каждого ученика: если прибор не используется для коррекционных поведенческих программ, то он визуально показывает – когда закончится урок.
Таким образом, визуализация времени помогает ребёнку с РАС как при организации учебного процесса в школе и дома, так и при выполнении рутинных действий, в моменты ожидания или при переходе от одной деятельности к другой, а также при коррекции проблемного поведения ученика.