Новости | ЦППС «Крылатые качели»
Крылатые качели
Центр психолого-педагогической
поддержки семьи «Крылатые качели»

Победитель конкурса «Фонд президентских грантов»

Фонд президентских грантов


Открытые сердца Волжского

Открытые сердца

Благотворительный концерт
МЧС ГО «Экран» ООО «Технологии Охраны Здоровья» ООО «Корпорация «Спецзащита» ООО «Химзащита» ЗАО «Балама»

15.02.2019 г.

АВТОНОМНЫЙ КЛАСС для детей с РАС: модель, условия, перспективы обучения

Чайковская О.В.
педагог-организатор,
ГКОУ «Волжская школа №1»

Закон об образовании и современные образовательные стандарты гарантируют детям с расстройствами аутистического спектра, как и другим детям с ОВЗ, получение образования в условиях общеобразовательных учреждений, в том числе и коррекционного типа. В соответствии с рекомендациями ПМПК обучение проходит по АООП НОО для детей с РАС, варианты 8.1-8.4 в зависимости от сложности сочетанных диагнозов и выявленных в ходе диагностики умений и навыков каждого конкретного ребёнка.

Обучающиеся с РАС как правило испытывают значительные трудности в освоении адаптированной общеобразовательной программы при организации обучения в составе традиционного класса образовательного учреждения. Что же препятствует:

  1. Трудности с пониманием чужой речи и выполнением устных
  2. Расстройство либо низкий уровень развития экспрессивной речи.
  3. Непонимание фронтальной инструкции, обращённой к группе детей. Ребёнок с аутизмом часто не понимает, что фраза относится и к нему тоже.
  4. Низкая социальная мотивация, проблемы с сотрудничеством во время учебных занятий, нежелательное поведение, мешающее овладевать умениями и навыками, как самому ребёнку с РАС, так и окружающим сверстникам.
  5. Особенности внимания, при которых ребёнок может концентрироваться на незначительных деталях ситуации или особенностях учебных материалов, либо переключаться на самостимулирующие занятия.
  6. Отсутствие или ограниченность навыков имитации, трудности с обобщением знаний и навыков – все эти особенности сильно затрудняют обучение детей в традиционных классах образовательного учреждения.

Поэтому класс для детей с расстройствами аутистического спектра имеет ряд существенных отличий от остальных классов.

Рассмотрим одну из возможных моделей организации обучения – АВТОНОМНЫЙ КЛАСС.

Работу в таком классе специалисты рекомендуют строить, основываясь на принципах прикладного анализа поведения, как показавшего высокую эффективность при работе с детьми с РАС.

  • Каждого ребёнка в образовательном процессе сопровождает тьютор.
  • Обучающиеся большую часть времени пребывания в образовательном учреждении проводят в отдельном помещении. Учебный кабинет для детей с РАС - это многофункциональное отдельное помещение в школе, которое создается по потребности учащихся с целью организации условий для максимально эффективного обучения.
  • Обучение по основным предметам и коррекционным курсам организуется по индивидуальному расписанию в соответствии с индивидуальным учебным планом, в зависимости от возможностей ребёнка с РАС. Наиболее функциональным для данной модели класса является нелинейное расписание;
  • Дети пребывают в образовательном учреждении ограниченное время, в течение 5 часов. Некоторые дети имеют дополнительный выходной день.
  • В течение всего времени пребывания ребёнка в школе педагогами ведётся постоянный сбор информации о поведении, развитии социально-бытовых навыков и академических навыков, выполнении индивидуальной части образовательной программы.
  • Для эффективности учебно-воспитательного процесса организуется обмен информацией между педагогами и родителями ученика.

На основе полученных данных разрабатывается поведенческая программа, СИПР либо происходит их корректировка.

Систематический мониторинг реализации индивидуальных программ позволяет повысить эффективность их работы. По полученным данным можно увидеть малейшие улучшения в выполнении той или иной программы и вовремя заметить, если ребёнок не может достичь необходимого результата и требуется корректировка программы.

В классе для детей с РАС работает команда педагогов.

Учитель класса, который отвечает за организацию обучения детей. У него обширный функционал:

  • Диагностика уровня навыков развития и составление, а при необходимости – корректировка, индивидуальной части образовательной программы;
  • Организация и проведение фронтальных (общих) уроков в классе;
  • Подбор, адаптация и модификация учебных материалов для каждого ученика;
  • Анализ данных, полученных в результате наблюдений за поведением ученика, и составление на их основе поведенческой программы;
  • Консультирование сотрудников школы и родителей по вопросам организации учебно-воспитательного процесса;
  • Обучение тьюторов и корректировка их работы.

Тьютор – педагог, прошедший специальную подготовку по тьюторскому сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья и специальное краткосрочное обучение основам прикладного анализа поведения.

К функционалу тьютора относится:

  • Выполнение индивидуальной части образовательной и поведенческой программ ребенка, сбор данных об их выполнении;
  • Сопровождение ребенка на уроках;
  • Организация взаимодействия ученика класса с учениками и сотрудниками образовательного учреждения;
  • Организация внеурочной деятельности ученика.

Кроме педагогов, находящихся с обучающимися в течение всего дня, в классе работают и другие специалисты, и сотрудники школы: учитель музыки, учитель адаптивной физкультуры, педагог-психолог, социальный педагог, педагог-организатор, школьный врач, кухонные работники, технический персонал.

Для организации качественной работы команды класса нужно регулярно проводить консультации с куратором – это поведенческим сертифицированным специалистом, который осуществляет анализирует поведение обучающихся, направляет работу педагогов, родителей, определяет направления поведенческих программ и индивидуальных программ развития.

Особая роль отводится родителям обучающихся в автономном классе. Они являются полноправными членами педагогической команды. С их непосредственным участием должны проходить обсуждения специальных индивидуальных образовательных программ развития ребёнка (СИПР).

Кроме этого, на их плечи ложится выполнение рекомендаций педагогов и специалистов, работающих с детьми. Родители обеспечивают выполнение коррекционных поведенческих программ, прописанных для их детей, в домашних условиях, что в конечном итоге благотворно должно сказаться на формировании социально приемлемого поведения ученика как в условиях структурированного обучения, так и в обычной жизни. Также по возможности родители должны принимать участие во внеурочных и внеклассных мероприятиях со своими детьми, обеспечивать им дополнительную социальную и образовательную среду: посещать образовательные центры, бассейны, катки и т.д.

В конечном итоге совместные усилия педагогов, родителей и самих детей будет способствовать в обретении обучающимися с РАС социальных навыков, опыта адаптации к меняющимся условиям жизни, расширять их круг познавательных интересов.

При организации образовательного процесса в классе для детей с РАС применяются не только традиционные педагогические технологии, но и методы и приёмы прикладного анализа поведения как показавшие свою эффективность при работе с детьми с аутизмом.

  • Тьюторское сопровождение: с одной стороны, позволяет ученику ощущать себя защищенным (тьютор всегда рядом, всегда поможет сориентироваться в ситуации, даст физическую подсказку), с другой стороны, тьютор помогает ребёнку восполнять свои образовательные дефициты, прорабатывая академические и социально-бытовые навыки ученика в режиме индивидуального занятия.
  • Визуальная поддержка: помогает ученику сориентироваться в последовательности событий, действий, а использование таймеров поможет увидеть, сколько времени осталось до конца урока или перемены, до получения поощрения или до ухода домой. Кроме того, в случае отсутствия речи система альтернативной коммуникации с помощью карточек PECS помогает ребёнку сообщить о своих потребностях и пожеланиях социально приемлемым способом.
  • Система поощрений: позволяет сформировать у обучающегося мотивацию к обучению, правильному поведению, стимулирует речевую деятельность.
  • Система подсказок: помогает обучить ребёнка правильным реакциям, сделать его обучение безошибочным, что в свою очередь дает ему возможность быть успешным.
  • Структурированная образовательная среда: дает возможность ученику в условиях одной классной комнаты за счет зонирования пространства максимально комфортно получать и обобщать свои навыки.
  • Адаптация учебных материалов: необходимое условие успешного продвижения в обучении детей, имеющих разный уровень развития академических и социально-бытовых навыков и находящихся при этом в одном классе на одном уроке.
  • Учёт сенсорных дефицитов и потребностей: обязательное условие для организации комфортной учебной среды для ребёнка, а также для дальнейшей его социализации в рамках школьных мероприятий, а также выполнения рутинных действий, например, при посещении столовой, музыкального кабинета, спортзала, раздевалки, школьной рекреации во время перемены.
  • Выполнение коррекционных поведенческих программ: помогает сформировать у обучающегося шаблоны и модели приемлемого поведения в различных ситуациях социального взаимодействия.

Таким образом, организация образовательного процесса в виде представленной модели обучения позволяет реализовать право обучающихся с расстройствами аутистического спектра на получение адекватного их возможностям и способностям образования, реализовать потенциал детей.