Новости | ЦППС «Крылатые качели»
Крылатые качели
Центр психолого-педагогической
поддержки семьи «Крылатые качели»

Победитель конкурса «Фонд президентских грантов»

Фонд президентских грантов


Проект Интересно жить - мастерские

Наши мастерские

Открытые сердца Волжского

Открытые сердца

Благотворительный концерт
МЧС ГО «Экран» ООО «Технологии Охраны Здоровья» ООО «Корпорация «Спецзащита» ООО «Химзащита» ЗАО «Балама»

25.10.2016 г.

Социальные истории как инструмент работы с аутичными детьми

Мезенова Н.В. учитель,
ГКОУ «Волжская школа №1»

Что собой представляет социальная история? Это краткий рассказ с подробными иллюстрациями, являющийся описанием жизненной ситуации, события или деятельности с участием ребенка. Социальная история может включать информацию: что можно ожидать в этой ситуации, почему и какие есть варианты социально одобряемого поведения?

Социальные истории имеют широкую область применения. Это развитие навыков по уходу за собой (чистка зубов, одевание), социальных навыков (просьба о помощи, благодарность), академических способностей; помощь аутичному ребенку в понимании того, как другие люди могут отреагировать на ту или иную ситуацию, а также какое поведение ожидается от них самих. Социальные истории помогают сформировать правильную модель поведения ребенка (что делать, когда ты злишься, как бороться с навязчивыми мыслями).

При составлении социальной истории выбирается событие или конкретная ситуация, где главным героем выступает либо сам ребёнок (Это я), или от третьего лица (Это Вася). Социальная история состоит из:

  • Описания
  • Перспективы
  • Директивы
  • Коррекции

Описание того что люди делают в конкретных социальных ситуациях, и определяют, где эти ситуации происходят, кто в них участвует, что эти люди делают и почему. Эта часть социальной истории отвечают на вопросы: Кто? Что? Когда? Где? Зачем?

Например: «На уроке Матвей будет в течение 17 минут выполнять задания учителя».

Перспектива описывает реакции других людей, чтобы ребёнок узнал точку зрения окружающих на эту ситуацию, внутренние состояния людей, их мысли, чувства и настроение.

Например: «Когда я сделаю уроки, мама обрадуется и похвалит меня.»

Директива о писывает желательный или подходящий образ действий в данной ситуации. Высказывания строятся в утвердительной форме, объясняя, какое поведение является приемлемым.

Эта часть социальной истории формулируется только позитивно, она рассказывает о том, что является ожидаемым ответом на подсказку или ситуацию. Высказывания обычно начинаются со слов «Я буду…», «Я попытаюсь…».

Например: «Я буду спокойно выполнять все задания во время урока»

Коррекция

Даёт модель правильного поведения ребёнка при соблюдении определённых условий.

Например: «Когда прозвенит звонок с урока, я могу пойти отдохнуть или посмотреть в окно.»

Когда история написана, её можно дополнить картинками, фотографиями, которые значимы для ребенка и которые помогут запоминанию. Историю можно использовать в качестве «сказки на ночь», читать вместе с ребенком вместо книги.

Социальные истории – это яркий наглядный материал, а дети с РАС хорошо поддаются визуальному обучению. Информация в социальных историях преподносится, конкретным образом, помогая решить трудности с пониманием последовательности.

Правильно организованная работа с социальными историями, помогает изменить поведение и образ мышления ребёнка, уменьшая уровень его тревожности.

Прочитывать социальную историю необходимо в спокойной, дружелюбной обстановке, когда ребёнок полностью расслаблен. Если необходимо, то можно читать историю несколько раз в день, но одна история за один раз. Нельзя использовать историю, как наказание.

Примеры социальных историй

1. Социальная история для ребёнка с проблемами пубертатного периода.

Предыстория . Мальчик, не испытывая чувства стыда и стеснения, мог переодеваться на физкультуру перед девочками, снимая нижнее бельё.

Для коррекции данного поведения была составлена социальная история, с которой ребенок знакомился перед каждым уроком физической культуры, ЛФК, ритмики. Выбранная стратегия способствовала формированию у подростка правильной модели поведения, где и как он должен переодеваться и что необходимо сделать, если белье вызывает дискомфорт.

2. Социальная история «Когда можно забирать физкультурную форму домой»

Предыстория. У мальчика сложился стереотип поведения: если забрать физкультурную форму домой, то на следующий день не нужно идти в школу. Мама не могла с этим справиться.

Для коррекции данного поведения была составлена социальная история, в которой ребёнку ежедневно рассказывалось, когда он может забрать форму домой и как на это отреагирует мама.

Таким образом, социальная история может стать незаменимым инструментом и верным помощником в работе с ребёнком, предупреждении и коррекции проблемного поведения, создавая комфортную ситуацию стабильности и предопределённости последующих событий, что является значимым фактором в мировосприятии детей с РАС.